Мозг – многосоставная и взаимозависимая система, наиболее обширный и функционально значимый компонент ЦНС.
В его функции входят анализ сенсорных сведений, идущих от органов чувств, построение планов, выбор решений, регулирование, координация движений, позитивные и негативные эмоции, память, внимание. Ключевая деятельность, осуществляемая мозгом – мышление.
Левое полушарие | Правое полушарие |
Основное направление область специфики– логическое мышление. До некоторых пор специалисты медицины признавали его командующим. Но оно даёт команды лишь при осуществлении определённых функций. | Основная область специфики– интуиция. Его не принято считать командующим. Оно несёт ответственность за ряд функций. |
Распоряжается языковыми способностями. Под его управлением речь, возможности чтения и написания, сохранение в памяти событий, дат, имён и их написания. | Анализ невербальных сведений: анализирует сведения, представленные не словами, а символами и изображениями. |
Аналитическое мышление: несёт ответственность за анализ и логику. Обрабатывает все факты. | Ориентирование: Ответственно за осознание местонахождения и ориентацию в пространстве вообще. Именно оно даёт возможность ориентирования на местности и складывания картинок из маленьких частей. |
Прямое понимание слов: понимает лишь прямое значение слов. | Музыкальные способности: музыкальная одарённость, возможность воспринимать музыку определяются данным полушарием, однако, обучение музыке – ответственность левого полушария. |
Последовательная работа с данными: сведения анализируются поэтапно, по порядку. | Образные сравнения: даёт возможность понимания сравнений и плодов фантазии других людей. Оно позволяет понимать не только прямое значение услышанного или написанного. Например, если кто-то говорит о ком-то «его в дверь, а он в окно», мы сразу понимаем, о чём речь. |
Способности к математике: числа и символы – поле деятельности левого полушария. Возможность логики и анализа – результат его деятельности. | Воображение: позволяет нам создавать мечты и фантазии. Благодаря ему мы способны придумывать какие-либо истории. Возможность строить предположения также от него. Несёт ответственность за способности к ИЗО. |
Руководство движениями правой части корпуса: если вы подняли правую руку – левое полушарие скомандовало это сделать. | Руководство движениями левой части корпуса: поднятие левой руки следует за командой из правого полушария. |
Эмоции: они не результат деятельности данного полушария, но связаны с ним ближе, чем с левым. | |
Секс: сексом руководит правое полушарие, если только человек не сосредоточен на самих движениях. | |
Религиозность и мистика – зона ответственности этого полушария. | |
Одновременная деятельность со сведениями: параллельно работает с большим количеством самых разных сведений. Даёт возможность узнавать лица, набору характеристик мы воспринимаем как нечто цельное. |
В виде схемы это отображено на рисунке:
Каким образом ещё определить, какое полушарие у человека более развито?
- Сжать ладони перед собой, сплести пальцы и посмотреть, большой палец левой или правой руки находится наверху.
- Похлопать и отметить, какая ладонь наверху.
- Скрестить руки на груди и посмотреть, предплечье левой или правой руки наверху.
Способы развития способностей полушарий.
Есть ряд элементарных методов для развития полушарий. Наиболее лёгкий – возрастание объёма деятельности, за которую отвечает полушарие. К примеру, чтобы развивать логику, следует заниматься решением задач по математике, разгадывать сканворды, а для улучшения воображения ходить на выставки картин и т.д.
Другой метод – по максимуму загружать часть корпуса, которой управляет полушарие – чтобы развить правое – задействуем левую сторону, для улучшения возможностей левого – правую. Можно делать рисунки или подбрасывать мячик одной рукой, выполнять прыжки на одной ноге.
Для развития полушарий мозга хорошо работает упражнение для осознания одного и другого.
Готовимся. Садимся, выпрямляемся, глаза закрыты. Дышим ровно, спокойно. Мысленно рисуем картину мозга из двух полушарий, отделённых мозолистым телом. Сосредотачиваемся на собственном мозге.
Пытаемся связаться с мозгом. По очереди мысленно смотрим в левое полушарие левым глазом, в правое – правым глазом. Затем двумя сразу заглядываем в центр, на мозолистое тело.
Постепенный выдох, глубокий вдох и короткая задержка дыхания. На выдохе своим сознанием осматриваем левое полушарие. После нового вдоха, задержка дыхания и осмотр правого полушария.
В воображении – логика слева, а мечты, интуиция, чувства справа.
То же повторяем, представляя слева цифры, справа – буквы.
И для наглядного отображения мозга – эксклюзивная возможность:
По рузетьлатам илсесовдаинй ондого алглинсйогко увсиревниетта, не иемет зачнеиня в ккоам продкяе рсаплоожнеы бвукы в совле. Гванлое, чобты превая и псолдеяня бквуы блыи на мстее. Отаслныье бквуы мгуот селдовтаь в плоонм бсепордяке, вёс рвнао тксет чтиаестя бзе прблоем. Причиной этого ялявестя то, что мы не чтаием кжадую бквуу по одтельнстои, а всё совло цлиеокм.