Главная > Новости Узбекистана > Бизнес новости > Не законные госзакупки: ОЭСР решила разобраться в недобросовестных действиях
Бизнес новостиНовости УзбекистанаТоргово промышленная палата

Не законные госзакупки: ОЭСР решила разобраться в недобросовестных действиях

ОЭСР в Узбекистане

Как отметила ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), в Узбекистане наблюдается большой прогресс в реформе госзакупок, однако результаты новой системы будут видны в будущем. ОЭСР предоставила свои рекомендации в отчете четвертого раунда мониторинга Узбекистана в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией.

Организация предписывает доделать закон о госзакупках:

Что предлагается изменить:

  • Расширить понятие конфликта интересов, т.е. не ограничить его только сотрудниками заказчика и т.д., но и добавить потенциальных участников торгов, чтобы они имели право участвовать на ранних этапах подготовки проектов или торгов.
  • Организовать возможность подписания соглашения или декларации о добропорядочности, которую нужно предоставить вместе с предложением.
  • Учесть возможность включать специальные положения, которые могут перенаправлять вопросы управления и администрирования контрактов.
  • Возможность установить лимит на участие в закупках организаций, связанных или подконтрольных руководителям компаний по закупкам.

Дополнительно советуется пересмотреть вопрос о раскрытии данных о конечных бенефициарных собственниках членов закупок. Это позволит значительно снизить коррупционные риски во время закупок, а также даст возможность обнаружить участи в закупках тех компаний, которые контролируются руководством закупочной организации.

Закупки стратегических предприятий:

Закон о госзакупках не берет во внимание те закупки, которые проводятся стратегическими субъектами. Сегодня известно о девятнадцати стратегических субъектов, которые входят в число предприятий и являются основой экономики страны. Если судить по хозяйственной деятельности указанных предприятий, можно сказать, что их объем закупок довольно велик, и они способны реализовать крупные инвестиционные проекты.

В 2017 году общий объем закупок у этих предприятий равнялся около сорока триллионов сумов, а 2018 году объем значительно сократился и стал чуть более семнадцати триллионов сумов. Несмотря на все это, не существует регламента, который был бы определен законодательно, над их закупочной деятельностью, помимо одинакового способа выбора лучших предложений.

Один из вариантов решения этой проблемы – отмена исключения описанных предприятий из-под действия закона о госзакупках.

Но многие думают, что такое решение может быть экономически нецелесообразно, поэтому создание отдельного закона о закупках для стратегических субъектов и юридических лиц, связанных с ними, может стать лучшим решением.

Если просмотреть статистику, то весь общий объем закупок в равных долях распределен среди бюджетных и корпоративных госсекторах и имеется положительная динамика заключения контрактов на конкурентной основе.

Среди рекомендаций можно отметить стимулирование различных прозрачных конкурентных закупок, беря за пример бюджетных заказчиков.

Это может привести и к сокращению коррупции. Если же брать госзаказчиков, то для оценки нужно брать объективные методики и критерии, которые будут выражаться в монетарной форме.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что доля закупок через прямые заключения договоров растет, также есть и большая доля контрактов, которые заключаются посредством конкурентных отборов, хотя об их прозрачности можно желать лучшего.

Решение вопроса с недобросовестными действиями:

Уже в 2016 году от торгов отстранили сто восемнадцать поставщиков и пятнадцать компаний в связи с недобросовестными действиями.

В конце лета 2018 года была создана Комиссия по рассмотрению жалоб и до конца прошлого года она пересмотрела 128 жалоб, из которых отклонила десять. По поводу 118 жалоб были вынесены соответствующие решения.

Также было предположено, что решение Комиссией хозяйственных споров является нецелесообразным, это находится в компетенции судов, однако она может пересматривать заключенные контракты на соответствие обозначенных условий тем, которые были составлены в основе процесса закупок.

Итоговые советы ОЭСР по поводу госзакупок:

  • Принятие отдельного закона о закупках для различных стратегических предприятий и юридических лиц, которые с ними связаны, для увеличения доли конкурентных действий закупок.
  • Пересмотреть и дописать закон “О госзакупках” для увеличения использования экономически совершенных критериев оценки.
  • Сделать более совершенными закупки в электронном виде.
  • Сделать возможным постоянное обновление данных в публикуемых изданиях о закупках, чтобы она поступала в виде открытой информации.
  • Организовать возможность исключать субъекты из процедуры госзакупок из-за карательных сговоров.
  • Сделать более сильным механизм обнаружения и предупреждение конфликтов интересов в госзакупках.
  • Компании, которые будут выполнять закупки, должны начать у себя процессы, способные к борьбе с коррупцией, для возможности будущего сертифицирования по антикоррупционному стандарту.
  • Участники закупок непременно должны предоставлять антикоррупционные заявления.
  • Поспособствовать регулярному обучению по вопросам госзакупок и добропорядочности в частном секторе и в закупочных организациях, а в правоохранительных органах и организаций госконтроля – обучение процедурам госзакупок и профилактических действий по отношению к коррупции.
  • Предложить компаниям частного сектора сформировать и подписать Антикоррупционную хартию. Особенно это важно тем компаниям, которые принимают участие в госзакупках.

Хотите быть в курсе всех интересных событий? Присоединяйтесь к нам!

Сайт: https://bn24.uz️
Facebook: https://www.facebook.com/bn24.uz/
Instagram: https://www.instagram.com/bn24.uz/
Telegram: https://t.me/bn24uzb
Скачать в Play Market: https://play.google.com/sto…bn24.bn24.uz
Скачать в App Store:https://itunes.apple.com/us…9593679?mt=8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Организация свадьбы Ташкент