Привлечение инвесторов мирового уровня, развитие экспортно-импортного сотрудничества, да и вообще бурный экономический рост – Узбекистан начал упорно двигаться по этому пути, но, как и в большинстве стран, отказывающихся от прежних моделей диктатуры и движущихся в сторону цивилизованных подходов, главным препятствием развитию является коррупция.
Подобно давно развивающейся раковой опухоли, она распространилась на органы власти и продолжает покушаться на здоровые аспекты деятельности. Учитывая запущенность болезни, лечение может быть длительным, тяжелым, с рецидивами и очень болезненными решениями. Готово ли к ним общество? Спорный вопрос. Когда проблемы легче всего решить в обход закона, и эти дорожки давно проторены, отказываться от них нелегко даже психологически.
Правоохранители и банки – лидеры коррупционных проявлений
В большинстве цивилизованных стран банковская система хоть и регулируется государством, но все же руководствуется, прежде всего, законами финансово-экономической целесообразности. В Узбекистане же именно банки, а также правоохранительные органы являются самыми коррумпированными структурами. Таковы данные свежего исследования, проведенного Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр».
В соответствии с результатами опроса, о частых фактах вымогательства взяток и прочих коррупционных проявлениях во взаимодействии с правоохранителями заявили 25,7% граждан, а 21,4% респондентов в минувшем году столкнулись с аналогичными явлениями в банковской сфере. Кому человеку пожаловаться на коррупцию, как не правоохранителям? То есть представителям самой коррумпированной системы.
Суды и контролирующие инстанции
В ТОП главных коррупционеров Узбекистана вошли также судебные инстанции (19,6%), прокуратура (19,5%), налоговые органы (13%) и таможенная служба (11,5%). Местные администрации несколько отстали в этом «рейтинге», но коррупционных проявлений достаточно и там.
Более того, коррупция процветает даже там, где ей, по всем нормальным законам рынка, вообще не место. Например, в автопроме и даже в системе транспортных перевозок, не говоря уже о медицине и образовании.
Справедливости ради, надо отметить, что после прихода к власти нового главы государства и кадровых перестановок болезнь несколько замедлила свое развитие, но только перестановками и ужесточением контроля ее не вылечишь, поскольку армия мелких исполнителей играет в общей коррупционной системе не меньшую роль, чем высшие чины. Итог подвела международная организация по борьбе с коррупцией организация по борьбе с коррупцией Transparency International. По данным отчета за 2018 год, по индексу восприятия коррупции Узбекистан занял 158-ое место из 180-ти государств. Это свидетельствует об отсутствии прогресса в борьбе с опасным явлениям.